Войны 20-ого века. О чем молчат учебники истории. Понедельник, 26.06.2017, 06:32
Приветствую Вас Гость
Меню сайта

Категории раздела
Северная Африка, Ближний и Средний Восток [1]
Войны, в которых участвовали арабские страны.
Восточная и Юго-Восточная Азия [2]
Войны периода холодной войны в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Локальные войны периода Холодной войны » Восточная и Юго-Восточная Азия

1983 год. Инцидент над Сахалином.

1983 год. Инцидент над Сахалином.

По официальной версии 1 сентября 1983 года советской ПВО в районе Сахалина был сбит пассажирский самолет корейской авиакомпании Korean Air Lines. Погибло 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Действия СССР вызвали негодование общественности в большинстве стран мира и серьезно ухудшили отношения с Западом. Неуклюжие действия советской официальной пропаганды, сначала заявившей, что самолет-нарушитель «исчез с экранов радаров», а затем признавшей, что он был сбит, только подогрели возмущение. Есть и другая версия произошедших событий. Ее высказал Мишель Брюн, занимавшийся расследованием происшествия много лет. Он утверждает, что над Сахалином, в результате неудачно спланированной американцами разведывательной операции, состоялось настоящее воздушное сражение. В нем было сбито не менее 9 самолетов, в основном американских, а южнокорейский Боинг 747 был сбит неподалеку от японского города Ниигата либо японским перехватчиком, либо ракетой с американского корабля.

Официальная версия.

Советская официальная версия утверждает, что южнокорейский Боинг сближался перед входом в воздушное пространство СССР с американским разведывательным самолетом RC-135 так близко, что их отметки на радарах советской ПВО слились. В результате самолет, пролетевший над стратегическими военными объектами на Дальнем Востоке, был ошибочно принят за самолет-разведчик и уничтожен. На пресс-конференции 9 сентября 1983 года маршал Н. В. Огарков говорил о том, что полет южнокорейского пассажирского самолета был заранее спланированной разведывательной операцией, целью которой была разведка системы ПВО Советского Союза на Дальнем Востоке. Непонятно только, зачем сначала нужно было неуклюже лгать!
Американская и южнокорейская позиция состоит в том, что пилоты Боинга 747 неумышленно, вероятно из-за неисправности навигационного оборудования, отклонились от курса, а советская ПВО варварски и с нечеловеческой жестокостью уничтожила южнокорейский самолет, заведомо зная, что это гражданский лайнер. Такая позиция очень хорошо подходила для антисоветской пропаганды, но она вызывает некоторые сомнения, в том числе и у американского суда!
Родственники американских пассажиров, погибших в 1983 году, подали в суд на авиакомпанию Korean Air Lines и выиграли его. Суд округа Колумбия в США признал 7 ноября 1988 года, что пилоты южнокорейского Боинга сознательно пренебрегли своими обязанностями по обеспечению безопасности пассажиров! Тем более, что корейские пилоты уже имели опыт встреч с советскими перехватчиками.
Предыдущий инцидент с южнокорейским пассажирским самолетом произошел в 1978 году. Самолет, выполнявший рейс из Парижа в Сеул, сильно отклонился от курса и оказался над Кольским полуостровом, где также как и на Дальнем Востоке сосредоточены стратегические военные объекты. Он был поврежден ракетой советского перехватчика и совершил вынужденную посадку на советской территории. Пилотов подозревали в шпионаже, но они признались только в нарушении границы СССР и были выдворены из страны.

Версия Мишеля Брюна.

Мишель Брюн много лет расследовал инцидент с южнокорейским Боингом 747. Он великолепно владеет японским языком, знает обычаи Японии, поэтому смог доверительно общаться с многими японцами, начиная от рыбаков, находивших в море и на берегу обломки самолета, заканчивая офицерами японских Сил самообороны, в пределах действия радаров которых происходили события. Мишель Брюн не кабинетный исследователь. Он предпринял исследование побережья Японии и лично нашел большое количество обломков самолета. Сопоставив карту течений и ветров в Японском море и места, где он находил обломки, Мишель Брюн выдвинул гипотезу, что южнокорейский самолет был сбит вовсе не над Сахалином, а в 600 километрах от официального места падения, вблизи японского города Ниигата. Более того, есть свидетельства, что он выходил на связь через 45 минут после того, как был по официальной версии сбит!
По мнению Мишеля Брюна, в районе Сахалина было обнаружено не менее 9 мест падения самолетов. Такой вывод сделан на основе анализа опубликованных документов и интервью с участниками поиска обломков самолета. Данные радиолокационных наблюдений говорят, что в некоторые моменты времени сбитый самолет двигался со сверхзвуковой скоростью, что невозможно для пассажирского лайнера. А фотография одного из найденных обломков позволяет однозначно его идентифицировать как элемент конструкции американского тактического бомбардировщика F-111, скорее всего в варианте самолета радиоэлектронной борьбы EF-111. Также было обнаружено катапультируемое кресло, используемое на американских боевых самолетах. Мишель Брюн приводит и воспоминания одного из советских водолазов, который говорит об отсутствии трупов в обломках самолета и наличии огромного количества электронной аппаратуры и бобин магнитной ленты.
Брюн предлагает версию, что широкомасштабная разведывательная операция США, в которой участвовал самолет-разведчик, маскировавшийся под южнокорейский пассажирский самолет, другие самолеты-разведчики, самолеты РЭБ и прикрывавшие их американские истребители, закончилась катастрофически. Советское командование отдало приказ уничтожить нарушителей государственной границы СССР. В результате воздушных боев над Сахалином было сбито несколько американских боевых самолетов. Возможно советские ВВС тоже имели потери. А кто же тогда сбил южнокорейский пассажирский самолет? В то время шла «холодная война» между СССР и США. Япония была союзником США. Когда радары Сил самообороны зафиксировали происходящее в воздухе над Сахалином, японская авиация была приведена в боевую готовность и минимум шесть перехватчиков было поднято в воздух. По мнению Мишеля Брюна, возможно один из японских перехватчиков в районе Ниигаты и сбил Боинг. Второй вариант — ракета с фрегата ВМС США "Баджер", который находился в том же районе. Еще одна возможность — дистанционный подрыв заранее заложенного американскими спецслужбами в южнокорейский самолет взрывного устройства.

Версия Мишеля Брюна — фантастика или реальность?

Версия Мишеля Брюна кажется фантастической. Возможно ли, что над Сахалином произошло воздушное сражение? Если это так, почему и СССР, и США скрывают правду? С США все понятно. Никому не хочется публично заявлять об операции, которая привела к большим потерям, тем более, что она была связана с грубым нарушением международно-правовых норм и принципов. Но почему молчал СССР, которого обвиняли в преднамеренном уничтожении пассажирского самолета? Почему не использовал ситуацию для антиамериканской пропаганды? Вспомним, какая ситуация в мире сложилась в 80-х годах прошлого века. Советская армия вела войну в Афганистане, что вызывало крайне негативную реакцию мировой общественности. 8 марта 1983 года президент США Рональд Рейган публично объявил СССР «Империей зла», а 23 марта того же года объявил о начале работ над программой «Звездных войн». В этих условиях огласка информации о воздушном сражении над Сахалином могла привести к столь сильной напряженности между сверхдержавами, такому возмущению общественности в США и других странах Запада, что было не исключено сползание мира к ядерной войне.
Надо сказать несколько слов о силе общественного мнения на Западе. Когда Гитлер в сентябре 1939 года напал на Польшу, правительства Великобритании и Франции не хотели с ним воевать. Это подтвердила так называемая «странная война» на Западном фронте. Но и отказаться от гарантий, данных Польше они не могли. Отказ привел бы к немедленному падению правительств. Так, под давлением общественного возмущения, Англия и Франция объявили Гитлеру войну. Второй яркий эпизод — Карибский кризис. Размещение Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в 1962 году привело мир на грань ядерной войны. При этом СССР не нарушал никаких  международно-правовых норм и принципов, а США разместили свои ядерные ракеты в Турции еще в 1961 году. Тем не менее американцы готовили массированную бомбардировку позиций советских войск на Кубе. Симметричный ответ на действия США вызвал столь неадекватную и опасную реакцию американского общественного мнения!
Чтобы избежать негативных последствий общественного возмущения, американское руководство иногда скрывало от собственных граждан информацию, хорошо известную военным. Так было во время Корейской войны, когда американские военные прекрасно знали, что в воздухе войскам ООН противостоят регулярные подразделения советских ВВС, а на земле они сражаются с китайской армией, которую для успокоения общественности называли «китайскими добровольцами». Так же было и во Вьетнаме, когда американцы знали, что их самолеты сбивают боевые расчеты советских ЗРК. И в Корее, и во Вьетнаме СССР не афишировал участие своих военнослужащих в боях. Вполне возможно, если версия Мишеля Брюна соответствует действительности, СССР и США поступили также как во Вьетнаме и Корее — не стали предавать широкой огласке правду!

Официальные версии всегда вызывают недоверие. Слишком уж много грязных тайн прячется за кулисами мировой политики. Справедлива ли версия Мишеля Брюна? Точно об этом можно будет судить тогда, когда будут полностью рассекречены советские, американские, южнокорейские и японские документы 80-х годов 20 века. Пока с уверенностью можно сказать только одно — то, что описывает Мишель Брюн в книге «Сахалинский инцидент», могло произойти!

Обсудить статью можно на форуме.


Категория: Восточная и Юго-Восточная Азия | Добавил: alex (17.04.2011) | Автор: Алексей Виноградов
Просмотров: 4042 | Теги: 1983 год, холодная война, южнокорейский Боинг, Сахалин | Рейтинг: 4.0/1 |
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Рейтинг Военных Сайтов

  • Реклама

    Copyright wars20century.ru © 2017Сайт управляется системой uCoz
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!