Войны 20-ого века. О чем молчат учебники истории. Пятница, 24.11.2017, 21:27
Приветствую Вас Гость
Меню сайта

Категории раздела
Европейские страны и США [1]
Боевые действия армий и флотов стран Европы и США.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Первая Мировая война » Европейские страны и США

«Зееадлер». Боевой парусник эпохи дредноутов.

«Зееадлер». Боевой парусник эпохи дредноутов.

Боевые парусники столетиями господствовали на морях. В XIX веке их господство закончилось. Появилась паровая машина, стальная броня и нарезные орудия. В течение нескольких десятков лет флоты преобразились. Вместо деревянных парусников под белоснежными парусами моря стали грузно рассекать дымящие стальные громады. К началу Первой Мировой войны в моду вошли дредноуты. Казалось век парусников, как боевых кораблей, ушел безвозвратно. Но один из них принял участие в Первой Мировой войне. И не во флоте какого-либо отсталого государства, а в кайзеровском флоте. Флоте, посмевшем бросить вызов «владычице морей» Британской империи и не побежденном в бою.

Где взять уголь для рейдеров?

И страны Антанты, и Центральные державы рассчитывали завершить Первую Мировую войну победой в течение нескольких месяцев. Этим расчетам не суждено было сбыться. Война на суше стала позиционной. На море Антанта установила блокаду своих противников. Еще более уязвима от морской блокады была расположенная на островах метрополия Британской империи. Но Германии в условиях господства на море английского флота нечем было прервать английское судоходство.

Была уничтожена Восточно-Азиатская крейсерская эскадра фон Шпее. Разбитый крейсер «Эмден» был выброшен на камни, «Карлсруэ» лежал на морском дне, а «Кенигсберг» - был затоплен в дельте африканской реки Руфиджи. В море действовали подводные лодки, но их было мало. Дальность их действия была невелика, а английские морские пути были по всему миру. Боевые крейсера были нужны флоту, который готовился к генеральному сражению с англичанами. Оставалась одна ставка — на вспомогательные крейсера.

Для борьбы с вражеской морской торговлей в удаленных уголках океана вспомогательные крейсера подходят идеально. Но есть у них один недостаток — им нужен уголь. Много угля для паровых машин. Уже в начале войны Германия лишилась своих колоний и морских баз для рейдеров. Снабжать рейдеры углем непосредственно из Германии было невозможно. Плотная линия английской блокады не позволяла прорываться кораблям снабжения. Рассчитывать приходилось только на уголь с захваченных судов. Весьма ненадежный источник топлива!

Но есть корабли, которым вообще не нужен уголь. Это парусники. Предложение использовать парусник как вспомогательный крейсер высказывали несколько человек, но основная заслуга его воплощения в жизнь принадлежит Альфреду Клингу.

Подготовка к рейду.

Подготовить парусный вспомогательный крейсер в 1916 году было не так просто. Прежде всего, надо было найти людей, умевших плавать под парусами. Такие люди были найдены. Командовать кораблем был назначен граф Феликс фон Люкнер. Несмотря на высокий титул, он был авантюристом с темным прошлым, но самое главное — он обладал большим опытом плавания на парусных судах. Были найдены моряки, говорившие на норвежском языке, т.к. планировалось выдавать парусник за норвежское судно.

Подходящий корабль был в немецком флоте. Трехмачтовый парусник «Пасс оф Балмаха» был построен в 1888 году в Англии и продан в США. В 1915 году он был захвачен немецкой подводной лодкой и стал немецким учебным судном «Вальтер». Через год судьба парусника снова резко изменилась. Он стал вспомогательным крейсером «Зееадлер».

На паруснике установили два 105-мм орудия и тщательно из замаскировали. Корабль получил мощную радиостанцию. Был установлен дизель мощностью в тысячу лошадиных сил и емкости для 480 тонн топлива. В трюме были оборудованы помещения для содержания пленных и запаса продовольствия на два года для команды.

Большое внимание было уделено маскировке под норвежское судно. В капитанской каюте висели портреты королевской четы Норвегии, были книги и журналы на норвежском языке, фотографии с оттисками норвежских фотоателье, барометр и хронометр норвежского производства. Верхняя команда, говорящая по норвежски, вызубрила придуманные биографии, а все остальные во время досмотра должны были прятаться в трюме. Один из матросов изображал жену капитана, т.к. норвежские капитаны часто брали с собой жен в плавание. Были подделаны судовые документы, а чтобы скрыть подделку их облили морской водой и инсценировали затопление капитанской каюты во время шторма.

Корсары 20-ого века.

Английские корсары наводили ужас на испанцев в XVI – XVII веках. Их потомки к XX веку стали респектабельными джентельменами, правившими Британской империей, над которой никогда не заходило солнце. В XX веке на морских торговых путях их сменили немцы. На мачтах немецких кораблей не развивался «Веселый Роджер», там был флаг ВМФ Германии. На палубах линкоров, боевых и вспомогательных крейсеров, подводных лодок были люди в военной форме, подчиняющиеся строжайшей дисциплине, так не похожие на флибустьерскую вольницу. Но занимались они тем же делом, что и корсары несколько веков назад. Они уничтожали морскую торговлю крупнейшей колониальной державы, чтобы поставить ее на колени. На первый взгляд кажется, что в отличие от англичан XVI века, разгромивших Испанию и занявших ее место, немцы в XX веке не преуспели. Но где сегодня Британская империя? Две выигранные мировые войны оказались для нее непосильным бременем! Сегодня нет Британской империи, есть ее жалкие осколки и метрополия, ставшая младшим партнером США.

«Зееадлер» был одним из многих кораблей, постепенно подрывавших Британскую империю. Он вышел в море 21 декабря 1916 года. Встреча между Исландией и Фарерскими островами с английским вспомогательным крейсером «Эвендж» прошла для немцев удачно. Англичане прислали на корабль досмотровую партию, но она ничего не заподозрила. Сказалась тщательная подготовка и маскировка. Боевой парусник прорвался в океан и начал охоту.

В районе Азорских островов 9 января 1917 года он обнаружил и пустил ко дну английский транспорт «Глэдис Ройял», груженый углем, а через день потопил еще один пароход, ходивший под британским флагом, «Ланди Айленд», груженый сахаром. «Зееадлер» перешел в район между Африкой и Бразилией, где с 21 января по 11 марта 1917 года потопил пароход и восемь парусников.

Англичане не имели никакой информации о том, почему бесследно исчезают суда. Но немцы строго соблюдали международное право, поэтому они снимали команды с потопленных кораблей. Количество пленных росло, им была нужна вода и продовольствие, запасы которых были ограничены. Фон Люкнер, встретив 21 марта французский барк «Камбронн», не стал его топить, а переправил на него пленных и отпустил. Только когда «Камбронн» пришел в Бразилию, 30 марта 1917 года, англичанам стало известно о парусном корсаре на их торговых путях. Все английские крейсера в Южной Атлантике отправились на поиски «Зееадлера», но он ускользнул от погони и ушел в Тихий океан.

Охота в Тихом океане была менее удачной. За полтора месяца были потоплены только три американских шхуны. Рейдер был в море уже больше полугода. Необходимо было пополнить запасы воды и дать отдых экипажу. 28 июля он встал на якорь у острова Мопеха. 2 августа 1917 года внезапный шквал сорвал парусник с якоря и выбросил его на рифы. Так закончил свой боевой путь «Зееадлер».


Генеральное сражение немецкого и английского флотов, известное как Ютландское, не выявило победителя. После него немецкий флот Открытого моря стоял в базах, а вся тяжесть борьбы с вражеским судоходством легла на подводные лодки и вспомогательные крейсера, одним из которых был «Зееадлер». Немцы использовали парусник не от хорошей жизни. Им, как слабейшей стороне, приходилось изобретать и импровизировать. «Зееадлер» добился великолепного результата. Он потопил 3 парохода и 11 парусников противника тоннажем более 30 000 брутто-регистровых тонн. Но блестящие тактические успехи не дали стратегического результата. Прервать поставки в Великобританию не удалось. Германия войну проиграла.

Обсудить статью можно на форуме.


Категория: Европейские страны и США | Добавил: alex (12.01.2010) | Автор: Алексей Виноградов
Просмотров: 5194 | Теги: Зееадлер, Германия, вспомогательный крейсер, первая мировая война, парусник | Рейтинг: 4.0/1 |
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Рейтинг Военных Сайтов

  • Реклама

    Copyright wars20century.ru © 2017Сайт управляется системой uCoz
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!