Войны 20-ого века. О чем молчат учебники истории. Четверг, 25.05.2017, 08:07
Приветствую Вас Гость
Меню сайта

Категории раздела
Страны Европы, Северной Америки и Африки [15]
События, происходившие в Европе, Северной Америке, Африке, в Атлантике и Северном Ледовитом океане.
Азия и Тихий океан [1]
статьи посвященные азиатско-тихоокеанскому ТВД Второй Мировой войны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Вторая Мировая война » Страны Европы, Северной Америки и Африки

Инцидент с «Лаконией». Кто военные преступники?

Инцидент с «Лаконией». Кто военные преступники?

Шла Вторая Мировая война. Летом 1942 года немецкие подводные лодки достигли больших успехов, но судоходство союзников не было прервано. Британское Адмиралтейство искало резервы, где только могло. Так в августе 1942 года был мобилизован и вооружен лайнер «Лакония». Согласно международным морским законам, после установки вооружения, лайнер должен был рассматриваться как боевой корабль и являлся законной целью для противника.

Адмиралтейство использовало лайнер для перевозки пленных итальянцев из Египта вокруг Африки. Экскортных кораблей не хватало, поэтому англичане послали судно в рейс без охраны. 12 сентября 1942 года «Лакония», на борту которой было кроме экипажа было 350 пассажиров и 1800 военнопленных итальянцев под охраной 160 польских солдат, была обнаружена немецкой подводной лодкой U-156. Последовала атака и попадание двух торпед. Лайнер тонул 1 ч 15 мин, что позволило экипажу спустить лодки. Но в них поместилось только около 500 человек. Остальные без спасательных средств остались в воде.

Спасательная операция.

Выяснив, кто находился на потопленном пароходе, капитан субмарины Гартенштейн отправил радиограммы открытым текстом на немецком и английском языке, где сообщал координаты потопленного судна и обещал не атаковать любые корабли и суда, участвующие в спасательной операции. U-156 приступила к спасению людей, не разделяя, где враги, а где союзники. Согласно донесению Гартенштейна, на подводную лодку было принято 193 человека. Еще около 200 человек было в шлюпках, которые буксировала субмарина. Из-за такого количества спасенных ее погружение стало невозможно.

Командование немецкого подводного флота также приняло участие в организации спасения людей. Адмирал Дениц пишет в своих мемуарах, что направил находящиеся на боевых позициях у Фритауна U-506 и U-507 для помощи в спасательной операции, а также договорился с итальянским командованием, которое направило подводную лодку "Капеллини" к месту гибели «Лаконии». По дипломатическим каналам французскому правительству была направлена просьба о высылке военных кораблей из Дакара для принятия на борт спасенных.

На немецких субмаринах, участвовавших в спасательной операции, были подняты флаги Красного Креста, хорошо заметные с воздуха. Невозможно было не заметить буксируемые лодками шлюпки, переполненные людьми, а также забитые спасенными верхние палубы лодок.

В отличие от французов, англо-американские союзники не выслали спасательных кораблей, они выслали к месту гибели «Лаконии» противолодочные самолеты!

Атака спасателей.

В немецких архивах сохранился "Журнал боевых действий" U-156. В нем описано произошедшее около полудня 16 сентября 1942 года. В полдвенадцатого дня над подводной лодкой появился «Либерейтор» с американскими опознавательными знаками. Через полчаса он появился вновь. В тот момент видимость была хорошая и пилот самолета несомненно видел, что подлодка спасает людей. Но полпервого, через час после установления контакта, с высоты 80 метров противолодочный самолет бомбами атакует субмарину, переполненную людьми. Одна из бомб попала в шлюпку с спасенными, которую буксировала подводная лодка. Затем последовали еще два захода в атаку. Американцы атаковали до полного израсходования боекомплекта! В лодку они не попали, но близкими взрывами она была серьезно повреждена. Поврежденной U-156 пришлось прекратить участие в спасении людей.

Через сутки была атакована с воздуха U-506, также принимавшая участие в спасательной операции. Только повышенная после атаки U-156 бдительность экипажа уберегла лодку.

Военные преступники — только побежденные?

Немецких подводников обвиняли в военных преступлениях. Командир немецкой субмарины Экк был казнен, а командующий подводным флотом адмирал Дениц осужден Нюрнбергским трибуналом на 10 лет заключения. Но они были побежденными. Военнослужащих союзников никто не собирался привлекать к ответу за их преступления!

А в инциденте с «Лаконией» есть вопросы и к военнослужащим союзников. Обратимся к статистике. Из 811 англичан и поляков, находившихся на судне было спасено 800 человек. Из 1800 итальянцев — всего 450! Как такое могло произойти? Спасшиеся итальянцы рассказали, что после попадания в лайнер торпед, англичане перекрыли все выходы из помещений, где были расположены военнопленные, обрекая их тем самым на гибель в тонущем судне. Против пытавшихся спастись от гибели людей было применено оружие. За все происходящее на судне отвечает капитан. Охрана военнопленных могла действовать либо по его приказу, либо с его согласия. Он ответственный за гибель более тысячи итальянцев. Давайте запомним его имя. Его звали Р. Шарп.

Еще больше вопросов к пилоту американского самолета и его командирам. Официальный английский историк Роскилл в книге «Флаг Святого Георгия» пишет: «... американский самолет с только что созданной базы на острове Вознесения уже в течение часа кружил над поднявшимися на поверхность подводными лодками. Потом он атаковал U-156 бомбами. Этот поступок нельзя ни оправдать, ни объяснить. Самолет наверняка передал по радио, чем заняты подводные лодки, и приказ на атаку поступил либо с американской базы на острове Вознесения, либо с британской базы во Фритауне...Журналы радиостанции не сохранили никаких упоминаний о приказе на атаку. Поэтому наиболее вероятным является то, что приказ отдали американцы.» Он так оценивает действия сторон в инциденте: «Во-первых, Хартенштейн и остальные командиры подводных лодок проявили максимальный гуманизм по отношению к спасшимся. Они сделали все возможное, чтобы спасти как союзников, так и врагов. Во-вторых, союзники, кто бы ни отдал приказ атаковать подводные лодки, совершили чудовищную ошибку.»

Американцы долго отрицали свое участие в инциденте. До сих пор в американской исторической литературе встречается утверждение, что атаку провели самолеты с английского авианосца! Американские авторы утверждают это, несмотря на то, что сотни людей видели четырехмоторный самолет, который не может базироваться на авианосце! Только 11 декабря 1959 года благодаря настойчивости историка Леонса Пейара чиновники американского военного архива признали факт атаки подводной лодки в этом районе. Но до сих пор остается неизвестным имя пилота и имя человека, отдавшего приказ об атаке!

Давно закончилась Вторая Мировая война. Очень мало осталось в живых ее участников. Но потомки тех, кто победил и тех кто проиграл должны помнить, что военные преступники были по обе стороны линии фронта. Имена военных преступников со стороны проигравших мы все знаем. Давайте восстановим справедливость. Назовем тех, кто запятнал себя в деле с «Лаконией». Это капитан судна Р. Шарп и пока еще неизвестный американский пилот и его командиры, один из которых отдал преступный приказ!

Обсудить статью можно здесь

Категория: Страны Европы, Северной Америки и Африки | Добавил: alex (16.04.2009) | Автор: Алексей Виноградов
Просмотров: 4996 | Теги: военные преступники, лакония, вторая мировая, война | Рейтинг: 5.0/6 |
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Рейтинг Военных Сайтов

  • Реклама

    Copyright wars20century.ru © 2017Сайт управляется системой uCoz
    Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!